Навигация
Научный блог
Земная жизнь могла возникнуть... на Марсе

«Витать в облаках» нас заставляет большой объём рабочей памяти

Можно ли вспомнить то, чего не было?

Политические свободы — залог экономического процветания

Мировой рынок виртуальной воды контролирует горстка стран

Чувство тревоги обостряет обоняние

Осадки на Титане редки, но обильны

Занятия физкультурой предписаны эволюцией

Когда-то нарваловые жили не только в холодных морях

Атомный БПЛА, к счастью, не полетит

Катод батареи из отходов бумажного производства

Свекольный сок снижает кровяное давление

Жизнь в одиночестве — жизнь в депрессии

Земля может нагреться быстрее, чем ожидается

Кишечные бактерии помогают против аллергии

Партнеры
Боязнь математики не отличается от других фобий
Боязнь математики, при всей своей распространённости, изучена на удивление слабо. Родители и учителя, понятное дело, вообще не слишком верят в то, что такая «боязнь» имеет место. «Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить ”двойку”» — вот и весь разговор, авось к следующему разу и уравнение решит. Но даже учёные, которые просто обязаны всё исследовать и не доверять очевидным заключениям, в течение полувека с момента описания фобии ограничивались простой констатацией: да, вот есть такой загадочный феномен. Боязнь математики удостаивалась только чисто психологических исследований, которые всего лишь выявляли её новые особенности, но ничего внятного про неё не объясняли. Долгое время считалось, что она не имеет ничего общего с обычными фобиями вроде боязни пауков или змей.

В общем, исследователи из Стэнфорда (США) с полным правом могут назвать свою работу пионерской: они первыми попробовали описать нейробиологические характеристики боязни математики. В отличие от предыдущих штудий на эту тему, в которых участвовали взрослые добровольцы, на сей раз учёные имели дело с 7- и 9-летними детьми. Каждый должен был ответить на вопросы, фиксирующие психологическое отношение к математике.

Необходимо подчеркнуть, что все дети были примерно равны по IQ, способностям к чтению и запоминанию, а также к математике. Боязнь математики следует отличать от неспособности к ней: грубо говоря, человек может прекрасно соображать, но боится это делать. Ему трудно выполнять контрольные или стоять у доски, но саму суть математических операций он понимает без труда.

Результаты психологического опроса совмещались с данными фМРТ-сканирования, когда детей просили выполнить какое-нибудь арифметическое действие. У испытуемых с наибольшей боязнью математики в этот момент сильно активировалось миндалевидное тело (амигдала) — центр формирования эмоций, в том числе и страха, а также часть гиппокампа — мозгового центра памяти. При этом сильно падала активность в тех участках мозга, которые отвечают за рабочую память и обработку числовой информации. У тех, кто боялся математики, эти два процесса были взаимосвязаны; кроме того, миндалевидное тело влияло также на другие эмоциональные центры мозга. Всё это отражалось на выполнении задания: если амигдала работала на максимуме, ребёнок решал задачу медленно и с ошибками.

То есть, как пишут исследователи в журнале Psychological Science, боязнь математики имеет под собой тот же нейрофизиологический фундамент, что и другие фобии: в ответ на стимул происходит гиперактивация амигдалы, которая подавляет активность других зон мозга. Специфика лишь в том, какие зоны попадут под лавину страха; в случае с боязнью математики это те участки, с помощью которых мозг выполняет математические действия.

Полученные данные дают мощный инструмент для верной диагностики фобии: теперь можно полагаться не только на чисто психологические признаки, которые могут быть истолкованы неверно, но и подкрепить их нейрофизиологическим анализом. Кроме того, учитывая школьный возраст участников эксперимента, исследователи надеются, что теперь смогут больше узнать о происхождении и развитии этой странной боязни.

Для печати

Навигация
Пещерные бактерии выработали устойчивость к антибиотикам

Мечты о марсианском океане могут испариться

Метеориты с Земли долетели до звезды Gliese 581

Как мозг отличает знакомое от незнакомого

Динозавры могут править каким-нибудь далёким миром

Органические фотоэлементы достигли КПД в 26 процентов

О том, как пытались измерить боль

Утконосые динозавры зимовали в Арктике

К 2030 году в мире будет 65,7 млн слабоумных

Нехватка сна провоцирует развитие диабета и ожирения

Женщины пренебрегают физкультурой

Открыт новый тип кросс-сочетания в органическом синтезе

Бабуины учатся читать

Традиционная китайская медицина опасна для здоровья?

Где растут самые высокие леса?

К нам переходят с сайтов
yandex.ru
google.ru
go.mail.ru
search.yahoo.com
livejournal.ru
directadvert.ru
online-tnt.ru
posevogorod.ru